Макропедия Том 2, Знание в глубине, Основана в 1868 г., 15-е издание 15-е издание 1974 г. стр. 587-590

ВЕРА БАХАИ

Вера Бахаи — религия, которую основал Мирза Хусейн Али (1817–1892; известный как Бахаулла, Слава Божия). Слово «бахаи» происходит от слова «Баха» (слава, величие) и означает последователя Бахауллы. Эта религия берет свои корни от Веры Баби, основанной в 1844 году Мирза Али Мухаммадом из Шираза, известным как Баб, подчеркивавшим грядущее явление «Того, Кого Явит Господь», нового пророка или посланника Господа. Вера Баби в свою очередь исходит от шиитского ответвления Ислама, в котором веровали в грядущее возвращение 12-го Имама (восприемника Мухаммада), который обновит религию и станет лидером верующих. Это мессианское воззрение было основой учения секты шиитов, названной так в честь Шейха Ахмада ал-Ахсаи. Шейх Ахмад и его последователь Сейид Казим Рашти отбросили традиционный буквализм и дали аллегорическое толкование таким доктринам, как воскресение, Последний Суд и возвращение 12-го Имама. Они и их последователи (известные как шииты) стали ожидать появления Каима («Того, Кто Восстанет», 12-го Имама) в ближайшем будущем.

22 мая 1844 года в Ширазе, Персия, юный потомок Мухаммада Сейид Али Мухаммад возвестил ученому священнику шииту, Мулле Хусейну аль-Бушруи, что он и есть ожидаемый Каим, вследствие чего Мулла Хусейн стал первым учеником Сейида Али Мухаммада, принявшего титул Баб («врата», или родник милости того, кто еще сокрыт от глаз людских).

Вскоре учение Баба, основой которого было известие о приходе «Того, Кого Явит Бог», распространилось по всей Персии, вызывая сильнейшее сопротивление со стороны духовенства и правительства. Баб был арестован и после нескольких лет заключения приговорен к смерти. В 1850 году Его отправили в Табриз, где Его подвесили веревками к стене на городской площади. Были произведены выстрелы из нескольких сотен стволов.

Когда дым рассеялся, большая толпа, собравшаяся на месте казни, увидела веревки, разодранные пулями, но сам Баб исчез. Его нашли в соседнем здании, спокойно беседующим с одним из своих учеников. Казнь повторили, на этот раз успешно. За этим последовало широкомасштабное преследование бабидов, в котором более 20 тысяч из них потеряли свои жизни.

История Веры и роль Бахауллы

Бахаулла, один из первых учеников Баба, был арестован в связи с безуспешной попыткой покушения на жизнь персидского шаха Насир ад-Дина, совершенного в августе 1852 года двумя бабидами, мстившими за смерть своего господина и учителя. Хотя Бахаулла ничего не знал о заговоре, его бросили в «Черную Яму», печально известную тюрьму Тегерана, где он впервые осознал свою миссию как Посланника Божиего. Он был освобожден в январе 1853 года и выслан в Багдад. Здесь руководство Бахауллы вдохнуло новую жизнь в общину бабидов, и встревоженные власти Персии подвигли Оттоманское правительство перевести и Бахауллу и растущее число его последователей подальше от персидских границ. Перед отъездом в Константинополь Бахаулла провел 12 дней в саду Ризван в окрестностях Багдада, где в апреле 1863 года он объявил небольшому числу бабидов, что он и есть тот Посланник Господа, приход которого пророчил Баб. Из Константинополя, где Бахаулла провел около четырех месяцев, его перевели в Адрианополь. Здесь он публично провозгласил свою миссию в письмах («посланиях»), адресованных правителям Персии, Турции, России, Пруссии, Австрии и Британии, а также к Папе Римскому и к христианскому и мусульманскому духовенству.

Подавляющее число бабидов признало возвещение Бахауллы, и с тех пор они стали известны как бахаи. Небольшое меньшинство последовало за двоюродным братом Бахауллы, Мирза Яхья (Субхе Азал), образовав, таким образом, временную брешь в рядах бабидов. Разгневанный тем, что смог собрать не более дюжины своих сторонников, Мирза Яхья при поддержке других спровоцировал турецкое правительство выслать Бахауллу в Акку, Палестина. Но сам он также пал жертвой собственных интриг, и был сослан на Кипр.

На протяжении почти двух лет Бахаулла, его семья и некоторые из его учеников содержались в армейской казарме, превращенной в тюрьму. Здесь умер один из его сыновей и несколько последователей. Когда строгости заключения ослабли, Бахаулле разрешили обосноваться в особняке в окрестностях города. Перед тем, как закончились его земные дни в 1892 году, Бахаулла увидел, что его религия распространилась за пределы Персии и Оттоманской империи на Кавказе, в Туркестане, Индии, Бирме, Египте и в Судане.

Бахаулла назначил своего старшего сына Абдул-Баха («Слуга Славы», 1844–1921) главой общины бахаи и уполномоченным толкователем его учений. Абдул-Баха не только руководил делами движения из Палестины, но также активно занимался распространением Веры, путешествуя по Африке, Европе и Америке с 1910 по 1913 год. Абдул-Баха назначил своего старшего внука Шоги Эффенди Раббани (1896–1957) в качестве своего преемника, Хранителя Дела Бога и уполномоченного толкователя учения Бахауллы, обеспечивая, таким образом, непрерывное единство верующих.

Распространение движения бахаи

В течение пастырства Абдул-Баха группы бахаи утвердились в Северной Африке, на Дальнем Востоке, в Соединенных Штатах. С тех пор движение дошло почти до каждой страны мира, с особенно большими и активными общинами в Африке, Иране, Индии, Северной Америке, отдельными областях Юго-Восточной Азии и Тихого океана. По неофициальной статистике членства по всей общине бахаи проживают в 50.000 местностях по всему миру, имеют более 100 национальных духовных собраний (национальные управляющие органы) и не меньше 6.000 местных духовных собраний. Текущий план всемирного распространения Веры предполагает образование 120-ти национальных духовных собраний и 13.833 местных собраний к апрелю 1973 года (600 из них в США). Литература бахаи переведена более чем на 400 языков. К 1970 году более 300 африканских племен, около 100 племен американских индейцев и почти 100 племен и народностей индийского субконтинента и Тихого океана имели общины бахаи. Период наиболее быстрого распространения Веры Бахаи относится к 60-м и началу 70-х годов.

Священные писания

Священные писания бахаи состоят из полного свода писаний Бахауллы, их толкования и объяснения в работах Абдул-Баха и Шоги Эффенди. Литературное наследие Бахауллы исчисляется более чем ста томами, включая Китаб-и-Агдас («Наисвятая Книга») — свод его законов: Китаб-и-Иган («Книга Несомненности») — изложение первостепенных учений о природе Бога и религии; «Сокровенные Слова» — сборник кратких высказываний, нацеленных на назидание и наставление человеческих душ, исправление их поведения; «Семь долин» — мистический трактат, описывающий семь ступеней, которые должна пройти душа ищущего до того, как она достигнет цели и предмета своего бытия; «Послание Сыну Волка» — его последний основной труд. Им было написано несметное число молитв, размышлений, наставлений и скрижалей. Бахаи верят, что писания Бахауллы вдохновлены Богом и являются божественным откровением для настоящего времени.    

Религиозные и социальные доктрины

Бахаулла учит, что Бог непознаваем и «превыше любых человеческих свойств, таких как: телесное бытие, восхождение и нисхождение, приход и уход. Никакой связи прямого взаимодействия не может существовать между Ним и Его творениями... Никакой знак не указывает на Его присутствие или Его отсутствие...» Человек не способен осознать божественную сущность, однако это не ведет к агностицизму, так как Бог являет себя через своих Посланников, среди которых Авраам, Моисей, Зороастр, Будда, Иисус, Мухаммад и Баб, которые «все вместе и каждый в отдельности являются на земле Выразителями Того, Кто Сам есть центральное Светило вселенной...» Посланники, или по терминологии бахаи «Явители», занимают два «положения» или выражают себя в двух аспектах. Первое «есть положение чистой абстракции и сущностного единства», исходя из которого, можно говорить о единстве посланников Бога, поскольку все они — явители Его воли и толкователи Его слова. В этом нет элемента синкретизма, поскольку «второе положение — положение отличия»... В этом отношении каждый из Богоявлений имеет отличительную индивидуальность, определенную предписанную миссию... Хотя сущность всех религий едина, каждая имеет особые черты и сообразуется с нуждами данного времени, места и уровня цивилизации, в котором живет Явитель. Поскольку религиозная истина считается относительной, а откровение развивающимся и непрерывным, бахаи утверждают, что будут и другие Явители в будущем, хотя не раньше, чем пройдет, согласно словам Бахауллы, полная тысяча лет с момента появления его откровения.

В Учении Бахаи Бог есть и всегда был Творцом. Поэтому не было того времени, когда космос не существовал. Человек был сотворен любовью Божией: «Сокровенной в Моем предвечном существе была Моя любовь к тебе: посему Я сотворил тебя». Целью человеческого существования в учениях Бахауллы объявляется познание Бога, поклонение Ему и «продвижение вперед вечно развивающейся цивилизации...» Человек, которого Бахаулла называет «благороднейшим и совершеннейшим изо всего сотворенного», наделен бессмертной душой, которая после отделения от тела вступает в новую форму существования. Рай и ад — символы взаимоотношений души с Богом. Близость к Богу рождает добрые деяния и дарует бесконечную радость, в то время как отдаление от него ведет к злу и страданиям. Чтобы исполнить свое высокое предназначение, человек должен признать того Посланника Божиего, во время Которого он живет, и «соблюдать всякую заповедь Того, Кто есть Желание мира. Две обязанности сии неразделимы. Ни одна из них не приемлема без другой».

Цели Веры Бахаи

Цивилизация, учит Бахаулла, достигла той стадии, когда единство человечества стало неизбежной необходимостью. Вера Бахаи, по словам Шоги Эффенди, «провозглашает необходимость и неизбежность объединения человечества, утверждает, что оно неумолимо приближается, и заявляет, что ничто, лишенное изменяющего Духа Божиего, вещающего через Его избранных Глашатаев в сей день, не может преуспеть в осуществлении этого. Она возлагает на своих последователей прежде всего долг свободного поиска истины, осуждает все виды предрассудков и суеверий, объявляет целью религии продвижение духа дружбы и согласия, провозглашает ее сущностное единство с наукой и признает ее в качестве первоочередной движущей силы для умиротворения и упорядоченного прогресса человеческого общества.

Вера Бахаи недвусмысленно поддерживает принцип равных прав, возможностей и привилегий для мужчин и женщин, настаивает на обязательном обучении, устранении крайностей между бедностью и богатством, отменяет институт духовенства, запрещает рабство, аскетизм, нищенство и монашество, предписывает единобрачие, не поощряет разводы, подчеркивает необходимость строгого подчинения своему правительству, возносит любую работу, исполняемую в духе служения до уровня богослужения, поддерживает создание или избрание международного вспомогательного языка и обрисовывает черты тех институтов, которые должны утвердить и сохранить всеобщий мир для человечества.

Практика

Членство в общине бахаи открыто для всех, кто исповедует веру в Бахауллу и принимает его учение. Нет никаких церемоний принятия Веры, священных обрядов и духовенства. Каждый бахаи, однако, несет духовное обязательство ежедневной молитвы; поста в течение 19 дней в году, обходясь без еды и питья от восхода до заката; полностью воздерживаться от наркотиков, алкоголя и других веществ, оказывающих воздействие на сознание; практиковать единобрачие, получать согласие на брак от родителей, и принимать участие в Праздниках Девятнадцатого Дня по первым числам каждого месяца календаря бахаи. На Праздник Девятнадцатого Дня, первоначально утвержденный Бабом, собираются бахаи данной местности для молитв, чтения писаний, обсуждения деятельности общины и радостного общения друг с другом. Праздники предназначены обеспечить всеобщее участие в делах общины в духе братства и содружества. В конечном итоге бахаи каждого города планируют воздвигнуть Дом Поклонения, вокруг которого будут группироваться такие учреждения как дом для престарелых, сиротский приют, школа и больница. К началу 70-х годов Дома Поклонения существовали в Уилмете, Иллинойс; Франкфурте-на-Майне, Западная Германия; Кампале, Уганда; Сиднее, Австралия; и Панаме. В храмах нет проповедей, служба состоит из чтения отрывков из писаний всех религий.

Бахаи пользуются календарем, установленным Бабом и утвержденным Бахауллой, в котором год делится на 19 месяцев по 19 дней в каждом с прибавлением 4-х вставных дней (5 в високосном году). Год начинается со дня весеннего равноденствия — 21-го марта, который считается святым днем. Другие святые дни, в которые запрещается работать — дни поминовения, Возглашения Бахауллы своей миссии (апрель 21, апрель 29 и 2-е мая), Возглашения Баба (23 мая), День рождения Бахауллы (12 ноября), День рождения Баба (20 октября), кончина Бахауллы (29 мая) и мученическая смерть Баба (9 июля).

Организация и администрация

Управление общиной бахаи происходит в соответствии с общими принципами, провозглашенными Бахауллой через институты, основанные Им, которые были детально разработаны и расширены Абдул-Баха. Эти принципы и институты образуют административный порядок бахаи, который его последователи считают прообразом будущего мирового порядка. Координация деятельности общины бахаи начинается на местном уровне, где происходят выборы Местного Духовного Собрания. Избирательный процесс исключает деление на партии и фракции, назначение или предвыборную кампанию. Местное Духовное Собрание занимается всеми делами на местном уровне общины бахаи. Ежегодно бахаи избирают делегатов на Национальный съезд, на котором выбирается Национальное Духовное Собрание, юрисдикция которого охватывает всю страну. Все Национальные Духовные Собрания мира периодически собираются в полном составе на международном съезде и избирают верховный руководящий орган, известный как Всемирный Дом Справедливости. В соответствии с писаниями Бахауллы Всемирный Дом Справедливости функционирует как верховный административный, законодательный и юридический орган сообщества бахаи. Он вводит в действие законы, установленные Бахауллой, и принимает законы о вопросах, не освещенных в святых текстах. Всемирный Дом Справедливости находится в Хайфе, Израиль, в непосредственной близости от Усыпальниц Баба и Абдул-Баха, недалеко от Усыпальницы Бахауллы в Бахджи под Аккой.

В Вере Бахаи также существуют назначаемые институты, такие как Десницы Дела Божиего и континентальные коллегии советников. Они были созданы Бахауллой, и позже Абдул-Баха предписал им функции распространения Веры и защиты общины. Десницы Дела Божиего, назначенные Шоги Эффенди в течение его жизни, теперь служат под руководством Всемирного Дома Справедливости. Континентальные коллегии советников, назначаемые Всемирным Домом Справедливости, исполняют ту же функцию, что и Десницы Дела Божиего. Члены вспомогательной коллегии помогают континентальным советникам, вдохновляя и поощряя верующих и институты бахаи, при этом они находятся под управлением континентальной коллегии и назначаются ею.

Библиография

Классический основной текст о Вере Бахаи, предоставляющий общий обзор истории и учения — Дж. Э. Эсслемонт «Бахаулла и новая эра» (1970). Джордж Таунзенд в книге «Обетованный всех времен» (1957) рассматривает Веру Бахаи с точки зрения христианства. История Веры изучалась многими исследователями, но наиболее детальный и поэтический рассказ представлен в книге «Вестники рассвета» Мухаммада-Заранди, называемого Набиль, перевод и редакция книги осуществлена Шоги Эффенди (1932, переиздание в 1970); книга Шоги Эффенди «Бог проходит рядом» (1944) дает описание первого столетия Веры Бахаи. Основной источник изучения Веры Бахаи — писания Бахауллы, толкования и объяснения Абдул-Баха и Шоги Эффенди. Некоторые основные работы Бахауллы доступны на английском языке в превосходном переводе: Китаб-и-Иган (опубликована на англ. языке в 1950) — незаменимая книга для понимания воззрений бахаи на Бога, развивающееся откровение и историю религии. «Сокровенные Слова» (1970), а также «Семь долин и четыре долины» (1952, переиздана в 1968) рассказывают о духовной жизни человека и о различных состояниях души. «Крупицы из Писаний Бахауллы» (1951) ? внушительное собрание отрывков из святых текстов. Книга Абдул-Баха «Ответы на некоторые вопросы» (1964) — запись устных бесед на различные религиозные темы. В книге «Секрет Божественной цивилизации» (1957) Абдул-Баха рассматривает проблему модернизации и развития, чтобы подчеркнуть духовные предпосылки истинного прогресса и цивилизации. Писания Шоги Эффенди включают книги «Мировой порядок Бахауллы» (1955) — представление принципов, необходимых для утверждения всеобщего мира и мировой цивилизации, и «Настал День Обетованный» (1961) — исследование воздействия, оказываемого Богоявлением на современный мир (автор Фируз Каземзаде, д.и.н. Йельского университета).

THE NEW ENCYCLOPAEDIA BRITANNICA in 30 Volumes (1974)
MACROPAEDIA, Volume 2, «Knowledge in Depth»