Подход мирового сообщества Бахаи к социальному и экономическому развитию.


Подготовлено Офисом Социального и Экономического Развития

Международное Сообщество Бахаи


ВВЕДЕНИЕ

Заинтересованность сообщества Бахаи в социальном и экономическом развитии уходит корнями в его священные писания, в которых утверждается, что все люди «были сотворены, чтобы продвигать вперед вечно развивающуюся цивилизацию». Бахаулла писал: «Всей душой радейте о нуждах века, в коем живете, и пусть главной темой ваших обсуждений станут потребности и запросы его». Фундаментальной для верований бахаи является убежденность в том, что каждый человек, каждый народ, каждая нация играет свою особую роль в построении мирного и процветающего мирового сообщества.

Честь же и отличие человека состоят в том, чтобы он стал источником общественного блага среди всех народов земли. Разве мыслима большая награда для человека, чем то ощущение, когда, заглянув в себя, он понимает, что через укрепляющую благодать Божию стал источником мира и благополучия, счастья и процветания собратьев своих? Нет, клянусь единым Богом истинным, не бывает более великого блаженства, более совершенного счастья…
Сколь велик, сколь благороден человек, восстающий на исполнение своего долга; сколь жалок он и презрен, если закрывает глаза на благополучие общества и растрачивает свою драгоценную жизнь, преследуя лишь корыстные интересы и личную выгоду. Лишь тогда достигнет человек высшего счастья и узрит Божии знаки в мире и в душе человеческой, когда пришпорит он коня возвышенных устремлений на поприще цивилизации и справедливости.

В традиционном понимании вопроса развития роль религии в улучшении мира долгое время была ограничена. «Религия», - как утверждалось в одной из популярных книг
1970-х, - «должна изучаться людьми такой, как она есть: ритуализованный и сословно ориентированный комплекс высоко эмоциональных верований и оценок, дающий санкции на святость, табу и неизменность переходящему по наследству административному устройству, образу жизни и взглядам на жизнь. Рассмотренная в этом реальном и исчерпывающем смысле, религия обычно действует как мощная сила социальной инерции».

Но по мере вхождения в новый век мышление в области развития было отрезвлено объективными оценками слабых и сильных сторон преобладающего в настоящее время подхода. Несмотря на десятилетия серьезных усилий и огромные финансовые вложения, не появилось ни одной ясной стратегии. Но есть общее чувство отчаяния от неудач в достижении высоких целей развития, и неспособности превзойти немногочисленные положительные результаты. Социальное и экономическое развитие, как сейчас повсеместно признано, это сложный процесс, не сводящийся к простым формулам, основанным на увеличении дохода или пропаганде технологических пакетов. В условиях интенсивного давления поисков решений мышление в сфере развития все больше стало фокусироваться на людях – их культуре, ценностях и взглядах на жизнь. С такой более широкой точки зрения стало абсолютно ясно, что одни лишь материальные подходы никогда не преуспеют в развитии способностей индивидов и общества к действию и в высвобождении их силы. Скорее наоборот: тенденция таких подходов – произвести изнурительный эффект. Таким образом, в последние годы значительно возрос интерес к тому потенциальному вкладу, который может сделать духовность и религия в обсуждение вопросов развития. Цель такова – привнести влияние религиозных идей на поиски способов ориентации научного, технического и экономического прогресса современности на улучшение условий жизни людей и способствовать процветанию всех жителей планеты.

Опыт бахаи в области развития начал накапливаться с периода возникновения Веры в Иране в девятнадцатом веке. В этой стране община последователей всего в течение нескольких поколений сумела вырасти из сообщества, в основном, неграмотных сельских жителей, в общину, члены которой встали в авангарде многих сфер деятельности. К 1873 году, например, иранские бахаи достигли 100% грамотности среди женщин в возрасте до 40 лет, тогда как национальные показатели грамотности среди женщин составляли менее 20%.

Широкая вовлеченность в социальное и экономическое развитие, однако, представляет собой относительно новое направление для мировой общины бахаи; оно приобрело большую значимость в начале 1980-х, в основном, как результат существенного роста последователей религии бахаи среди многих народов. Последующее десятилетие стало периодом экспериментирования, характеризовавшееся одновременно энтузиазмом и разочарованием, продуманным планированием и случайными действиями, достижениями и неудачами. Тогда как большинству проектов было трудно избежать стереотипов практики развития, преобладающих в мире, некоторые, все же, предложили примеры перспективных моделей действия. С этой первоначальной стадии разнообразных действий, выросла община с хорошо укоренившейся деятельностью по социальному и экономическому развитию как органичной чертой ее жизни и с возросшей способностью постепенного формирования подходов на основе верований бахаи. Эта брошюра описывает непрерывный процесс учебы в сфере развития от местного до глобального уровня, которому способствуют инициирование и поддержка действия, размышление над действием, изучение вопроса, совещание, систематизация опыта и тренинг. Мы надеемся, что эта брошюра даст яркую иллюстрацию тому, как на практике бахаи осуществляют проекты социального и экономического развития.

Офис Социального и Экономического Развития


КОНЦЕПЦИЯ
Бахаи рассматривают развитие как глобальное предприятие, цель которого – обеспечить процветание всем народам, предприятие, которое должно достигать своей цели в контексте зарождающейся мировой цивилизации. Как объясняют писания бахаи, человечество сейчас переживает переходный период, наилучшим образом описанный, как переход от коллективного детства к коллективной зрелости. Революционные перемены, происходящие с пугающей скоростью во всех сферах жизни, обретают свое истинное значение в свете этого. В течение этого периода, барьеры, возведенные мышлением, установками и привычками детства человечества, постепенно искореняются, а структуры новой цивилизации, которые способны отразить силы зрелости, обретают форму.

Отличительной чертой возраста зрелости станет единение человечества, которое, в свою очередь, потребует установления принципа справедливости. Существующему неравенству между богатыми и бедными не может быть позволено пребывать вечно. Все жители земли должны иметь возможность наслаждаться плодами материально и духовно процветающего глобального сообщества. Для создания такого сообщества необходимо, чтобы люди повсеместно могли участвовать в конструктивных процессах, которые дадут толчок к его возникновению. Расширение способностей индивидов, общества и институтов делать эффективный вклад в эти процессы – это главная задача развития.

Для индивида это означает взращивание целого ряда взаимосвязанных способностей – научных, творческих, технических, социальных, моральных и духовных. Индивиды должны быть наделены пониманием концепций, знанием фактов, владением методами, навыками, установками и качествами, чтобы жить плодотворной жизнью. В контексте общества, расширение способностей влечет за собой такое его развитие, которое может служить средой, способствующей обогащению культуры. Именно перед обществом стоит задача создания окружения, где индивидуальные волеизъявления сливаются, силы умножаются и выражают себя в коллективном действии, в котором могут возникнуть высшие проявления человеческого духа.

Помимо подготовки индивидов и культивирования жизни общества, стратегии развития должны уделять внимание укреплению организационных структур. Институты необходимы на каждом общественном уровне, чтобы действовать в качестве каналов, через которые таланты и энергия индивидов и групп могут быть направлены на служение человечеству. Одно из достижений, которым особенно гордится община бахаи,- это построение за 160 лет своего существования – иногда в очень тяжелых условиях – структуры выборных органов, действующих на местном, региональном, национальном и международном уровнях. Эта коллективная иерархия передает принятие решений на самый низовой реально работающий уровень – создавая тем самым уникальный движитель для действия масс – в то же самое время обеспечивая уровень координации и власти, делающий возможным сотрудничество в глобальном масштабе. Усилия бахаи в области развития во всем мире подкрепляются руководством и поддержкой этого административного порядка.

Развитие способностей народов мира и их институтов к эффективному участию в создании основы процветающей цивилизации требует масштабного расширения их доступа к знаниям. Имея в виду, что такая цивилизация должна будет признавать и материальное и духовное измерение существования, теория и практика развития должна опираться на две базовые системы познания, которые веками служили двигателями прогресса человечества: науку а и религию. Через эти два канала опыт человеческого рода был организован, объяснена среда обитания, исследованы его скрытые силы и упорядочена его нравственная и интеллектуальная жизнь. Вместе они действовали как настоящие прародители цивилизации.

Бахаи отрицают понятие изначального конфликта между наукой и религией, понятия, ставшего преобладающим в интеллектуальных дискуссиях в то время, когда само зарождение любой из систем было далеко от идеала. Гармония науки и религии – один из основных принципов Веры Бахаи, которая учит, что религия без науки очень скоро превращается в суеверие и фанатизм, тогда как наука без религии становится просто инструментом грубого материализма. «Религия», - в соответствии с писаниями Веры, - «это внешнее выражение божественной реальности. Поэтому она должна быть живой, жизнеспособной, движущейся и прогрессивной». «Наука – это первая эманация от Бога к человеку. Все сотворенное воплощает собой потенциал материального совершенства, но сила интеллектуального исследования и научного приобретения - это высшая добродетель, присущая только человеку. Другие существа и организмы лишены этой возможности и достижения».

Беглый обзор исторических сил, формирующих структуру общества, должен убедить даже самых страстных защитников сегодняшних глобальных стратегий, что неконтролируемый материальный прогресс никогда не приведет к истинному процветанию. Из самого сердца огромных масс человечества можно услышать двойной зов. Тогда как один взывает к донесению плодов материального прогресса до всех людей, то другой, призывающий к ценностям духовной цивилизации, не менее неотложен.
Ибо материальная цивилизация «подобна стеклу лампы. Божественную же цивилизацию можно уподобить самой лампе, и если внутри лампы нет огня, стекло не светится. Материальная цивилизация подобна телу. Сколь бы ни была она грациозна, изысканна и прекрасна, она сама по себе мертва. Божественная цивилизация подобна духу, а тело обретает свою жизнь от духа…»


ПОДХОД

Деятельность бахаи в сфере развития подчиняется определенным фундаментальным принципам. В Вере Бахаи пропаганда запрещена, и проекты развития не ведутся с целью формирования внешних связей или как средство обращения в веру людей. При соответствующих условиях финансирование проектов гуманитарного характера может быть получено от правительственных или донорских организаций, но бахаи не принимают и не используют фонды из внешних источников для прогресса их внутренних общинных дел. Как и любая религия, она, конечно же, предоставляет людям возможности узнать основные положения Веры и принять ее; есть также целый круг различных видов деятельности общины, предназначенных для поклонения Богу и для образования, в которых все могут принимать участие. Деятельность в сфере развития, однако, имеет целью вовлечение общин бахаи в бескорыстное служение человечеству.

Усилия по социальному и экономическому развитию выполняют отчетливо выраженную функцию в жизни общины бахаи. Они представляют собой усилия индивидов, групп и административных советов бахаи применить их религиозные принципы к достижению материального и социального прогресса. Они создаются для служения не только бахаи, но и людям всех верований, и они пытаются достичь возможно более широкого участия. Зачастую проекты предпринимаются в сотрудничестве с правительственными и общественными организациями, имеющими сходные цели.

Поскольку община бахаи всемирная по своему масштабу, она преодолевает разделение на категории, преобладающие в современном обществе, такие как городской и сельский, «северный» и «южный», «развитый» и «слаборазвитый». Процесс развития способностей, который определяет развитие, должен происходить в любой части света. В какой бы стране ни жили бахаи, в своей родной или нет, они берут на себя нравственную обязанность участвовать в этом процессе и вносить свой вклад в его продвижение в качестве членов этой национальной общины. Узы сотрудничества, однако, простираются за пределы национальных границ, и ресурсы перетекают из материально более благополучных стран в менее благополучные. Бахаи верят, что каждый народ имеет право найти свой собственный путь развития и самому управлять своими делами. Глобальная административная структура бахаи охраняет это право. Таким образом, хотя внешняя поддержка и ресурсы могут быть в распоряжении проекта, именно те, кто руководят проектом, определяют, существует ли на данный момент способность использовать такую поддержку конструктивно.

Прогресс в сфере развития, с точки зрения бахаи, зависит по большей части от естественных инициатив снизу, и именно в этих инициативах он и должен черпать свою мотивирующую силу. Как правило, усилия бахаи в социальном и экономическом развитии начинаются с относительно простого комплекса действий, который по силам самой местной общине. Усложнение деятельности возрастает естественно и органически, по мере достижения участниками успеха, накопления опыта, и увеличения их способности принимать решения о своем духовном и материальном развитии и осуществлять их. Местная деятельность дает начало проектам более устойчивого характера с более высокими целями. В любом случае создаются организационные структуры для поддержки таких проектов, и некоторые из таких первичных органов обладают потенциалом для перерастания в полноценную организацию по развитию, способную предпринимать широкомасштабные программы.

Существование такой организации в регионе или районе обязательно, если планируется достичь значительного прогресса. В то время как изолированные проекты могут давать реальные результаты, мировой опыт ясно демонстрирует, что разрозненные действия в сфере здравоохранения, образования, земледелия и т.д. не ведут к устойчивому развитию. Ни одна дисциплина не может предложить решений всех проблем, стоящих перед человечеством. Эффективное развитие однозначно призывает к скоординированному, междисциплинарному и многосекторному действию. Организационным структурам, способным справляться с все возрастающей степенью теоретической и административной сложности, нужно интегрировать усилия в разных областях и обеспечивать слаженность действий, которая требуется для непрерывного движения вперед. Растущая сеть таких организаций в мировом сообществе бахаи позволяет также распространять хорошо продуманные методы и подходы, разработанные в одной из стран или регионов, служа естественным каналом для передачи знаний.

Центральной темой всех усилий бахаи в области развития является учеба, на каком бы уровне они ни проявлялись. Как члены религиозной организации, бахаи придерживаются общих верований и фундаментальных принципов. Тем не менее, мудрое применение этих принципов в деле социального преобразования – это то, что познается через практический опыт. Поэтому сердцевиной любого коллективного действия является заинтересованность в применении духовных принципов. Такие принципы не только указывают путь к практическим решениям, но и стимулируют отношение, волю и динамику, способствующую их применению. В равной степени важны для образовательного процесса научное содержание и научный метод, так как под религиозной истиной понимается не исключительно эзотерические утверждения, но заявления, ведущие к экспериментированию, применению и созданию систем и процессов, результаты которых могут быть подтверждены наблюдениями и доводами рассудка. Более того, прогресс цивилизации требует умножения материальных средств, а это должно создаваться усилиями науки. Развитие как образовательный процесс, в таком случае, наилучшим образом может быть описан как процесс действия, размышления над действием и совещания – и все это в свете руководства, содержащегося в религиозных учениях и научном знании.

Последующие страницы предлагают обзор проектов и организаций, в которых работают бахаи во всем мире. Не упоминаются в этой брошюре, но имеют не меньшее значение вклады в область развития тысяч профессионалов бахаи, работающих в многочисленных организациях государственного и общественного сектора во имя улучшения жизни человечества.


ПЕРВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Усилия бахаи по развитию предпринимаются административными институтами бахаи – местными или национальными руководящими советами – или индивидами, действующими по одиночке или в группах. Из нескольких тысяч проектов социального и экономического развития во всем мире большинство – довольно простые акции местных жителей, ограниченные по срокам. Это начальные усилия бахаи в деревнях и городах по всему миру в том, чтобы, опираясь на руководство духовных и социальных учений их веры, найти решения проблемам, стоящим перед их местными общинами. Главным в этих учениях является то, что потенциал каждого индивида раскрывается в служении человечеству.

Рассмотрим, например, небольшую группу людей в Танзании, которые собрались, чтобы изучить материалы о смысле жизни, духовной природе человечества и силе от единения с Богом. Одухотворенные регулярными обсуждениями, они расширили свои коллективные усилия простым и естественным образом, поначалу включив в свои занятия уроки грамотности, для того, чтобы лучше понимать изучаемые материалы, а затем организовав классы по профессиональной подготовке. Большинство членов группы имело минимальное светское образование. Но они засвидетельствовали появление сильного чувства самоопределения, достижение нового понимания и развития способностей. В них пробудилось желание служить своей общине. Они научились «учиться» и «пользоваться разумом». Их соседи «стали смотреть на них» и «видеть в них людей, способных многое сделать».

Растущая уверенность и энергия индивидов в тысячах таких групп направляется в деятельность через совещание, процесс коллективного принятия решений, предписанного учениями бахаи. Не будучи просто форумом для переговоров, этот совещательный процесс рассматривается как коллективное исследование реальности. Он призывает к свободному обмену мнениями, отстраненности от личных взглядов, разумному и бесстрастному анализу вариантов. Он приветствует творческие решения общих проблем и справедливое распределение ресурсов. Он обеспечивает правом голоса тех членов общины, которые традиционно отстранены от принятия решений, в особенности женщин, взращивает такие духовные качества как честность, терпимость, терпение, учтивость. Он делает согласованными шаги, которые необходимо предпринять, и пробуждает решимость к единому действию.

Местные инициативы, возникающие из индивидуальной мотивации и групповой деятельности, представляют собой первый уровень опыта бахаи в применении их религиозных учений в каждодневной жизни их общин. Несколько примеров таких инициатив представлено на следующих двух страницах.

продолжение:
МЕСТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ


Информация взята с сайта Международное Сообщество Бахаи www.bic.org