Единство Бога, единство религии, единство человечества

Основополагающий принцип, провозглашенный основателем Веры Бахаи Бахауллой (1817-1892) - религиозная истина не является абсолютной, но постепенно открывается человечеству Богом в виде великих мировых религий в соответствии с его способностью усвоить эту истину на данном этапе своего развития и историческими задачами, стоящими перед человечеством в данную эпоху. Божественное откровение -  непрерывный эволюционный процесс.

Бог непознаваем и непостижим, и любые попытки человека определить или именовать Его отражают нашу человеческую ограниченность.
Бог заботится о человечестве через Своих Посланников, каждый из которых приносит в мир новую религию.
Такими Посланниками Бога были Авраам, Кришна, Моисей, Будда, Зороастр, Христос и Мухаммед.
Бахаулла и Его Предтеча, Баб, по мнению бахаи, - последние на данный момент Посланники Бога, продолжающие Дело основателей всех других великих религий. С приходом Бахауллы процесс эволюционного развития религии не закончился. Скорее, начался его новый цикл.
По заверениям Бахауллы, не менее чем через тысячу лет придет новый Посланник Бога.

Посланники Бога сравниваются в писаниях Бахауллы с лучами солнца: “... пребывают Они в одном шатре, парят в одних небесах, восседают на одном престоле, ведут одну речь и проповедают одну веру”.

Главная тема послания Бахауллы – единство. Он заявлял, что есть единый Бог, что все мировые религии – выражение “неизменной Веры в Бога, вечной в прошлом, вечной в будущем”, что все человечество – единая раса, которой должно пребывать в мире и согласии. Именно исторической необходимостью глобального объединения человечества Бахаулла объясняет Свой приход, ведь настоящее единство во всем мире возможно лишь под сенью единой Веры в Бога, которую могут принять все жители планеты.

Вера Бахаи учит, что основные духовные принципы всех великих религий находятся в гармонии, что их цели и задачи одни и те же – создание согласия и единства между людьми, основанного на принципах любви и справедливости. Истинная религия должна устранять барьеры, разделяющие человечество: расовые, этнические, классовые, половые, образовательные, религиозные, то есть все вторичные формы единства, к которым люди часто становятся привязанными. Бахаулла говорит: “Не может быть и тени сомнения в том, что народы мира всех рас и религий черпают вдохновение из одного Божественного источника и подвластны единому Господу”.

Природа человека

Бахаулла сравнивает человеческую семью с “цветущим садом”, прекрасным благодаря своему  разнообразию. Каждая душа добавляет к красоте сада что-то свое и каждый народ привносит свой уникальный аромат.

Человек, согласно писаниям Бахауллы, есть “величайший талисман” и “рудник, полный драгоценностей”, но чтобы добыть и отшлифовать “драгоценные камни” духовного и интеллектуального потенциала, необходимо соответствующее образование и воспитание. Это образование должно быть не только физическим и интеллектуальным, но и, прежде всего, духовным.

Мужчины и женщины равны в глазах Бога, являя собой “два крыла” птицы человечества. Только полноценное развитие обоих крыльев и их согласованная работа позволят человечеству продолжить свой полет. Вера Бахаи призывает к полному и равноправному участию женщин во всех областях человеческой деятельности, видя в этом залог дальнейшего развития цивилизации.

Физическое тело есть форма существования людей на земле, но истинная сущность каждого человека – это душа. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребенка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут “органами”, необходимыми для развития его души не только в этом мире, но и в мирах за пределами материального существования.

В Вере Бахаи духовное воспитание рассматривается как основа всего образования, поскольку оно позволяет развивать такие качества как честность, почтение, надежность, скромность, справедливость, доброту, готовность оказать поддержку – качества, которые способствуют правильному использованию своих талантов и способностей. После смерти тела душа продолжает жить. Душа отправляется в путь к Богу через множество миров. Состояние души в последующих мирах зависит от степени ее усилий в приобретении духовных качеств в этой жизни. “Рай” имеет символическое значение и означает близость к Богу, “ад” же – это состояние души, пренебрегшей руководством Бога и находящейся вдали от Него.

Бахаулла учит тому, что разум, или способность человека познавать мир и осознанно выбирать, как поступить с результатами этого познания, -  это величайший дар человеку от Бога.
Поэтому два способа познания истины – религия и наука – должны находиться в полной гармонии и дополнять друг друга.
"Религия и наука суть два крыла, на которых воспаряет человеческий разум, а душа устремляется к совершенству. Одного крыла недостанет для полёта! Попытайся человек воспарить на одном крыле, крыле религии, и он неминуемо ввергнется в трясину суеверий. Если же понадеется он лишь на крыло науки, то и тогда не улетит далеко, падёт в мрачную пучину материализма" (Абдул-Баха, "Парижские беседы").

"В тот день, когда религия, отбросив суеверия, косные и нелепые догмы, явит своё согласие с наукой, в мир придёт великая, объединяющая и очищающая сила. С войнами, распрями, враждой будет покончено навсегда, и человечество обретёт единство силой Божественной любви" (Абдул-Баха, "Парижские беседы").